Примеры решения задач по административному законодательству РБ

страница 10

размере от десяти до ста минимальных заработных плат (ст. 155.2 Кодекса об административных правонарушениях).

За установление и поддержание монопольных цен путем сговора предпринимателей или должностных лиц субъектов хозяйствования о деятельности на совместном рынке либо путем сговора тех же лиц о разделе рынков налагается штраф в размере от десяти до ста минимальных заработных плат.

Понятие конкуренции, её роль в развитии производства

Осуществляя хозяйственную или иную предпринимательскую деятельность, физические и юридические лица вступают в различные правоотношения с другими такими же субъектами. При этом такие правоотношения могут носить прямой, непосредственный характер путем заключения необходимых им договоров, а также путем составления друг другу конкуренции, стремясь повысить производство продукции, количество выполняемых работ, оказываемых услуг, привлечения на свою сторону большего количества покупателей (потребителей).

Антимонопольное законодательство определяет следующим образом конкуренцию: конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно Ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, для нормальной (совершенной) конкуренции характерна полиполия, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара, объемы товаров не велики. Рынок открыт для всех и каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются однородные товары. Рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке регулируется свободно.

Если на рынке мало продавцов и много покупателей, а также продаются большие объемы товара, доступ к рынку затруднен и сильно представлена реклама, тогда имеет место олигополия. Для такой формы рынка характерны взаимозависимость продавцов и их совместные действия. Взаимозависимость продавцов, или алигополия, состоит в том, что в случае изменения цены, количества товара одним продавцом остальные продавцы должны принимать соответствующие меры, чтобы не ослабить свои позиции на рынке по отношению к продавцу, произведшему изменения, чтобы не допустить его доминирующего положения.

С другой стороны, при жесткой ценовой конкуренции продавцы стремятся координировать свои действия, чтобы избежать снижения прибыли или разорения (коллективная монополия по ценам). Вместе с тем они продолжают конкурировать в области качества товара, индивидуализации его и т.д. Однако если такие соглашения приводят к их доминирующему положению на рынке, то они запрещаются антимонопольным законодательством.

В деле развития добросовестной конкуренции, в борьбе с монополизмом большое значение имеет определение недобросовестной конкуренции и ее мотивов.

Недобросовестная конкуренция, как это обычно понимают, представляет собой любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия субъектов хозяйствования, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям порядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другим субъектам хозяйствования -конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции

Ими являются:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому субъекту хозяйствования либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение субъектом хозяйствования производимых или реализуемых им товаров с товарами других субъектов хозяйствования;

- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, -выполнения работ, услуг;