Примеры решения задач по административному законодательству РБ

страница 7


Монополистическая деятельность и её формы. Антимонопольное законодательство. Источники законодательства о конкуренции

Действующее законодательство определяет доминирующее положение — как исключительное положение субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим субъектам хозяйствования.

Доминирующим считается положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, если не будет доказано иное. Антимонопольный орган может признать доминирующим положение на рынке субъекта, доля которого составляет менее 65 процентов всего товара. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому caм определяет цену и количество продаваемых товаров. Однако произвольно повышать цену он не может, так повышение цены автоматически снижает спрос, а это ведет к уменьшению прибыли и т.д. Поэтому, если монополист хочет получать постоянно прибыль, то он должен снижать цену.

В народном хозяйстве имеются естественные монополии, предоставляющие услуги, выполняющие работы, а также выпускающие уникальную продукции, не имеющую заменителя. К ним относятся: транспортировка энергоресурсов, железнодорожные перевозки; услуги связи и т.д. Законодательство защищает такие монополии от конкуренции, исходя из того, что их функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции. Вместе с тем государство регулирует их деятельность, путем установления конкретных цен или их предельных уровней; определения потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию или установления минимального уровня их обеспечения.

В условиях монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования он может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно, когда спрос нединамичный. Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недостатками в организации и осуществления производства, либо в целях получения дополнительной прибыли в результате снижения качества продукции.

Может иметь место и монопольно низкая цена, которую устанавливает субъект хозяйствования, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монополии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии или ограниченной монополии предложения). Следовательно, монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая субъектом хозяйствования, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации непроизводительных затрат за счет продавца. Она может рассматриваться и как цена товара, сознательно устанавливаемая субъектом хозяйствования, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Следовательно, монополистическая деятельность - это противоречащее антимонопольному законодательству деятельность (бездействие) субъекта хозяйствования или органов исполнительной власти, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Следует отметить, что положения антимонопольного законодательства относятся не только к хозяйствующим субъектам, но и распространяются на группы лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий: право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставной капитал юридического лица; право определять