Примеры решения задач по административному законодательству РБ

страница 12

без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О «Совфрахт» Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях «бербоут - чартер» Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет./35, с.77/

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто», которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная советско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы «Банк Насиональ де Пари» ( Bank National de Paris ), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - «Митфинанц ГмбХ».

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back ). ./35, с.80/

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Начало лизинговой деятельности в Республике Беларусь связывают с 90-ми годами, когда стал формироваться рынок услуг и сопутствующие ему рыночные отношения, появились первые коммерческие банки, на базе которых создавались первые лизинговые компании. Что касается лизинговых компаний, то первая лизинговая компания в нашей республике была создана в 1990 году в г.Солигорске под названием «ЛОТОС», которое расшифровывается как «лизинг, обслуживание транспорта, оборудования, сооружений». Позднее на ее базе был организован Союз лизинговых предприятий, целью которого является отстаивание интересов лизингодателей и решение многочисленных лизинговых проблем, развитие лизинга в Республике Беларусь. В настоящее время в стране функционируют около 60 лизинговых компаний. Это свидетельствует хоть и о медленном, но все же устойчивом расширении лизинговой деятельности на территории республики./23, с.87/