Примеры решения задач по административному законодательству РБ

страница 8

условия ведения предпринимательской деятельности одним или несколькими участниками договора или иными лицами либо осуществлять функции их исполнительного органа и (или) совета директоров юридического лица; одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов состава исполнительного органа и(или) совета директоров двух или более юридических лиц.

Основным источником антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции является Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 в редакции 10.01.2000. Кроме него, в Республике Беларусь действуют следующие нормативные акты: Инструкция по выявлению монопольных цен, утв. Постановлением Минпредпринимательсва от 28.04.2000; Инструкция по определению доминирующих хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утв. Постановлением Минпредпринимательсва от 28.04.2000, Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утв. Постановлением Минпредпринимательсва от 27.03.2000, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утв. Постановлением Минпредпринимательсва от 28.04.2000 и др.

Кроме того, Республика Беларусь является участницей Соглашения о согласовании антимонопольной политики государств - участников Содружества Независимых Государств) от 1203.1993 и Договора о проведении согласованной антимонопольной политики от 23.12.1993

Способы антимонопольного регулирования

Антимонопольное законодательство запрещает субъектам хозяйствования злоупотреблять своим доминирующим положением и, в частности, совершать такие действия, как: 1) изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; 2) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; 3) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами хозяйствования; 4) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не нуждается либо не заинтересован; 5) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим субъектам хозяйствования; 6) нарушение установленного порядка ценообразования; 7) установление монопольно высоких или монопольно низких цен; 8) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при возможности безубыточного их производства; 9) отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставке соответствующего товара.

Однако следует отметить, что вышеперечисленные действия могут быть допустимыми, если субъект хозяйствования докажет, что общеполезный их результат значительно выше, чем негативные последствия.

Запрещаются также и различного рода соглашения субъектов хозяйствования, направленные на ограничение конкуренции, в том числе: соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с рынка других субъектов хозяйствования в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Запрещается заключение соглашений между неконкурирующими субъектами хозяйствования, один из которых занимает доминирующее положение на рынке, а другой является его поставщиком или покупателем, если такое соглашение имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, если не будет доказано, что социально-экономический эффект выше чем негативные последствия; запрещается координация деятельности коммерческих объединений (союзов, концернов, ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ, которая может привести к ограничению конкуренции.

Ограничивая монополизм органов власти и управления, законодательство прямо или косвенно не позволяет им: